Fitomira.ru

Красота и спорт
51 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные этапы развития способностей в психологии

Этапы формирования способностей.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца. В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов.

Первичный этап в развитии способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6 –7 лет. Здесь происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки (задатков) для последующего развития специальных способностей.

Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. В играх детей первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные , иные творческие способности. Занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей.

Требования к деятельности, развивающей способности человека

В психологии выделяют основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей способности человека. Эти требования следующие:

1. Творческий характер деятельности. Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей.

2. Оптимальный уровень трудности. Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С.Выготский называл зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.

3. Должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности. Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека. В русле теории социального научения особо подчеркивается то обстоятельство, что для приобретения и закрепления у человека новых форм поведения необходимо научение, а оно без соответствующего подкрепления не происходит. Становление и развитие способностей – это тоже результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие.

Сензитивные периоды развития специальных способностей

Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом. Для разных специальных способностей характерно неодинаковое время их выявления.

Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка. Примерами ранней музыкальной одаренности могут служить В.А.Моцарт, обнаруживший незаурядные способности уже в 3 года, Ф.Й.Гайдн – в 4 года, Я.Л.Ф.Мендельсон – в 5 лет, С.С.Прокофьев – в 8 лет. Несколько позже проявляются способности к живописи и скульптуре: у С.Рафаэля – в 8 лет, у Б.Микеланджело – в 13 лет, А.Дюрера – в 15 лет.

Технические способности выявляются, как правило, позднее, чем способности в области искусств. Это объясняется тем, что техническая деятельность, техническое изобретательство требуют весьма высокого развития высших психических функций, прежде всего мышления, которое формируется в более позднем возрасте – подростковом. Однако, знаменитый Паскаль осуществил техническое изобретение уже в 9 лет, но это одно из редких исключений. Вместе с тем элементарные технические способности могут проявляться у детей уже и в 9-11 лет.

В области научного творчества способности выявляются существенно позднее, чем в других сферах деятельности, как правило после 20 лет. При этом раньше других обнаруживаются математические способности.

Необходимо помнить, что любые творческие способности сами по себе не превращаются в творческие свершения. Для того чтобы получить результат, необходимы знания и опыт, труд и терпение, воля и желание, нужна мощная мотивационная основа творчества.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите основные идеи Б.М.Теплова, которые легли в основу определения способностей.

2. Какие характерные закономерности проявления способностей вы знаете?

3. В чем заключается компенсация способностей?

4. Назовите основные подходы к природе способностей.

5. Объясните многозначность задатков.

6. Что собой представляет структура способностей? Какие качества входят в структуру способностей?

7. Подберите примеры, иллюстрирующие виды способностей.

8. Определите взаимосвязь способностей и личности.

9. * 1) Попытайтесь найти ответы на «вечные» вопросы.

А. Талант владеет человеком или человек – талантом? (Ф.М.Достоевский).

Б. В семье растут два ребенка. У одного есть способности к музыке (рисованию. Математике и т.п.), а у другого – нет. Почему?

2) Разработайте структуру педагогических способностей.

Литература

1. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб., 2001. С. 385- 480.

2. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.

3. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971.

4. Одаренные дети. М., 1991.

5. Способности и склонности. Комплексные исследования. М., 1989.

6. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. М., 1985. Т. 1. С. 15-41.

7. Хеллер К.А., Перлет К., Спервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 120-127.

Психология творчества

1. Понятие творчества. Творческая активность.

2. Теоретические подходы к психологии творчества зарубежных психологов.

3. Творческое мышление.

4. Психологические барьеры в творчестве.

Понятие творчества

Психология творчества – раздел психологии, изучающий процесс научных открытий, изобретений, создания произведений искусств.

Следует отметить многозначность толкования понятия «творчества» (более 100 определений). Объясняется это тем, что данное понятие является предметом исследования разных наук (философии, психологии, педагогики, эстетики и др.). В зависимости от широты употребления выделяются всеобщие, общие и единичные определения творчества. Выделим три определения творчества.

Творчество – это созидание общественно значимых новых ценностей, индивидуальная неповторимость результатов (всеобщее определение, поскольку такие функции признаются всеми авторами).

Читать еще:  Как добиться успеха психология

Творчество – это способ самоутверждения личности, целенаправленная преобразующая деятельность (общее определение, поскольку используется большинством авторов).

Творчество – это психологическая структура произведения, или «творчество» — есть творчество»(единичое, так как дается только одним автором).

Основателем психологии творчества в отечественной науке считают Я.А.Пономарева. Он рассматривал творчество как форму развития, а психологию творчества — как науку о психологическом механизме развития живых систем, построенном на принципе их внутрисистемного взаимодействия.

Я.А.Пономарев, применяя системный подход к изучению творчества, сформулировал важный принцип формирования, развития и реализации творческих способностей – закон ЭУС (этапы, уровни, ступени): в развитом психологическом механизме поведения этапы его развития, трансформируясь, превращаются в структурные уровни его организации и выступают как функциональные ступени решения творческих задач. Важным фактором является способность действовать «в уме», определяемая высоким уровнем развития внутреннего плана действий. Основная особенность психологического механизма творчества – единство интуитивного и логического. Функция интуитивного (бессознательного) – созидание нового, функция логического (рационального, рефлексивного) – его выявления.

В качестве элемента творческой деятельности рассматривается творческий акт. Критерием творческого акта является уровневый переход: потребность в новом знании складывается на высшем структурном уровне организации творческой деятельности; средства удовлетворения этой потребности складываются на более низких структурных уровнях. Они включаются в процесс, происходящий на высшем уровне, что приводит к возникновению нового, оригинального продукта. Творческий акт проходит несколько этапов:

1. Этап постановки проблемы ( где активно сознание).

2. Этап решения (ведущую роль играет бессознательное).

3. Этап отбора и проверки правильности решения (активно сознание).

Творческая активность. В психологии творчества исследователи большое внимание уделяют творческой активности как важнейшему аспекту творческой уникальности человека. Выделяют следующие основные факторы, обеспечивающие творческую активность человека – креативность, творческий потенциал, интеллектуальная активность, надситуативная активность. Среди перечисленных факторов последний (надситуативная активность) требует пояснения. В.А.Петровский для характеристики творческой активности ввел принцип надситуативной активности, который предполагает способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи. Посредством этого субъект преодолевает внешние и внутренние ограничения («барьеры») деятельности. Категория надситуативной активности применима к человеку как субъекту (то есть источнику собственной активности). Таким образом, творческая активность понимается В.А.Петровским как избыточная по отношению к стимулу деятельность, которая характеризуется самостоятельностью выбора объекта мышления, выходом за пределы задания, преобразованием задания и стимула.

Общими чертами творчески активных людей являются ярко выраженная индивидуальность и эмоциональная гибкость.

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 504 ;

Основные этапы развития способностей в психологии

Экстрасенсорные способности человека (сверхчувственное восприятие) — это способности, заложенные в организацию мозговой деятельности изначально, но не проявляющиеся, в силу слабого энергетического потенциала.

Человек — это сложная приемо-передающая система, энергетическая система. Есть закон сохранения энергии — энергия не исчезает, а трансформируется в другую энергию. Вот на способности уловить энергию живого человека или следы энергии человека, или энергетические фантомы умерших людей и базируется экстрасенсорика.

Экстрасенсорика делится на три части:

1. Самая простая часть — целительство. В известной степени к целителям можно отнеси врачей-психотерапевтов, гипнологов, которые используют свои энергетические способности для помощи больным с самыми разными заболеваниями.

2. Это яснознание. Это способность знать прошлые события.

3. ясновидение — способность предвидеть какие-то события.

Ясновидение, например, предсказание цунами, ураганов, землетрясений.

Какие-то энергетические потоки люди могут улавливать, применительно к тому, как они складываются в отношении того или иного человека, что и определяет дальнейшие события жизни конкретного человека. Я думаю, ни у кого не вызывают сомнения предсказания Нострадамуса и Ванги. Равно, как и предсказания американского так называемого сонного пророка, который предсказывал будущее, погружаясь в особое сонное состояние. Все мы знаем о способностях Вольфа Мессинга.

Экстрасенсорные способности человека (сверхчувственное восприятие) — это способности, заложенные в организацию мозговой деятельности изначально, но не проявляющиеся, в силу слабого энергетического потенциала.

Основные этапы развития способностей.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должные пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца. В. процессе развития способностей можно выделить ряд этапов. На одних из них происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей, на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность. Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываться друг на друга. Попробуем проследить эти этапы на примере развития таких способностей, в основе которых лежат явно выраженные анатомо-физиологические задатки, хотя бы в элементарной форме представленные с рождения.

Первичный этап в развитии любой такой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6-7 лет. Здесь происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки (задатков) для последующего развития специальных способностей.

Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших передних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. В играх детей первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные, иные творческие способности. Занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей.

Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, т. е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую — либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя. Например, хотя тонкие и точные ручные движения сами по себе являются способностью особого рода. Но они же влияют на развитие других, где требуются соответствующие движения. Умение пользоваться речью, совершенное владение ею также может рассматриваться как относительно самостоятельная способность. Но то же самое умение как органическая часть входит в интеллектуальные, межличностные, многие творческие способности, обогащая их.

Этапы становления способностей, процесс их формирования и дальнейшего развития

Способности представляют собой индивидуально психологическое свойство личности определяющие успешность и быстроту освоения знаний, умений и навыков в определенной области деятельности, но к знаниям, умениям и навыкам не сводимые.

Читать еще:  Психотерапия при похудении

Процесс развития способностей состоит из нескольких этапов. Начальный этап, который связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их базе нужных функциональных органов. Функциональные органы — это прижизненно складывающиеся нервно-мышечные системы, анатомически и физиологически обеспечивающие функционирование и совершенствование соответствующих способностей. Данный этап относится к дошкольному периоду развития ребенка, охватывающему период от его рождения до 6—7 лет Горбатенко А.С. Общая и прикладная психология. Курс лекций. Учебное пособие. / Под ред. А.В. Сидоренкова. — Ростов-на-Дону, 2012. С. 82..

Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, другими словами одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически невозможно.

Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается непосредственным образом человек, выступает как одно из самых основных условий комплексного и разностороннего развития его способностей. В этой связи следует обсудить основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей способности человека как индивидуума. Это творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.

В случае если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития его уже существующих способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей.

В случае если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, другими словами на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей. В случае если выполняемая деятельность является простой, то она обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.

Что касается нужного эмоционального настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач в деятельности, развивающей способности человека, при котором за неудачами (они не исключены, в случае если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следуют эмоционально подкрепляемые успехи, причем их количество в целом является большим, чем число неудач Уруева Е.А. Психологическое развитие ребенка. Иваново, 2014. С. 83..

Все потенциальные возможности заложены в нас изначально, а высвободить их, пробудить помогает формирование и развитие способностей — важный этап на пути самосовершенствования.

В подсознании каждого человека концентрируется информация о накопленном предыдущими поколениями опыте. Эти сведения составляют исходную основу, опираясь на которую мы можем ставить новые задачи, решать их.

Таким образом, формирование и развитие способностей человека связано в первую очередь с овладением накопленными в поколениях знаниями, материальной и духовной культурой. Овладение знаниями происходит либо в процессе обучения, либо в ходе деятельности человека как самостоятельной единицы общества.

При теоретическом пополнении запаса информации мы не можем однозначно утверждать, что у нас есть к рассматриваемому занятию склонность, способности. А в процессе деятельности наглядно видно, получается у нас это или нет. Кроме того, практика позволяет каждому человеку:

  • — познать свойства материалов;
  • — испробовать собственные силы, возможности;
  • — если речь идет о коллективной деятельности, то она помогает также узнать психические качества людей;
  • — помогает приноравливать, приспосабливать силы к требованиям деятельности; способность психический развивающий
  • — позволяет формировать в себе недостающие свойства Столяренко А.М. Психология и педагогика [Текст] : учеб. пособие / А.М. Столяренко. — 3-е изд., испр. и до.. -М., 2014. С.58..

Вот почему практику можно рассматривать как источник, фактор формирования и развития способностей.

Иную роль в развитии, формировании способностей играют обучение и самовоспитание. Способности могут развиваться внезапно (стихийно, спонтанно) на практике, но без теоретического подспорья на это уйдет больше времени и сил.

Обучение и самовоспитание ускоряют этот процесс, потому как они устраняют ненужные звенья в механизме деятельности.

В обучающем процессе человек овладевает знаниями о событиях природной, общественной реальности, а также о способах решения теоретических и практических задач. Знания закономерностей действительности обеспечивают человеку некую подготовленность к деятельности, вспомогательный базис формирования способностей.

Соотношение обученности (наличия базовых знаний) и дальнейшей обучаемости (способности постоянно овладевать полезной информацией) является необходимым для развития личности.

Способности каждого человека развиваются постепенно, но при этом неравномерно. Здесь первичным фактором является постепенное обнаружение природных свойств, которые наибольшим образом способны к саморазвитию, исходя из реальных требований деятельности.

Так, например, особая чувствительность глаза, свето-, цветовосприятие соотносится с мелкой активностью кистей руки при развитии способностей к живописи. Слуховая чувствительность появляется с речедвигательной регуляцией у вокалистов.

Овладение знаниями, умениями в процессе деятельности, постепенное их обобщение, приспособление приводят к образованию специальных, универсальных механизмов, систем, обеспечивающих решение постоянно усложняющихся новых задач.

Общество выделило для себя когнитивные способности (психические процессы, связанные с приемом, обработкой сведений, решением задач, генерированием новых идей), как наиболее необходимые для развития в современных условиях.

В настоящее время формирование и развитие способностей человека как самостоятельной единицы общества подобного плана возможно следующими методами:

  • · естественное достижение природного максимума (за счет здорового образа жизни, обучения, тренировок, медицинских препаратов, саморегуляции);
  • · визуальное мышление;
  • · генерация идеи (мозговой штурм);
  • · физическое воздействие (электростимуляция мозга) Столяренко А.М. Психология и педагогика [Текст] : учеб. пособие / А.М. Столяренко. — 3-е изд., испр. и до.. -М., 2014. С. 83..

Таким образом, человечество вплотную подошло к формированию и развитию способностей искусственным путем.

Развитие способностей

На протяжении нескольких столетий в научной среде была распространена точка зрения, согласно которой, если человек обладает определенными экстраординарными способностями, то они обязательно найдут проявление в соответствующих видах деятельности (в художественном творчестве, научных изысканиях и т. д.). На этом основании даже получил распространение афоризм «Талант всегда пробьется». Однако исследования последних лет полностью опровергли данную точку зрения. Одаренность, высокий уровень развития определенных способностей могут существовать, лишь пребывая в непрерывном движении, разностороннем развитии. Образно говоря, задатки и способности человека – это своеобразный сад, который требует регулярного ухода. Талант не может существовать в застое и самоудовлетворенности, он требует критичности по отношению к себе, стремления к самосовершенствованию.

Читать еще:  Психогенное компульсивное переедание

Многие человеческие способности развиваются с первых дней жизни субъекта. В последующем, их развитие прекратится лишь тогда, когда человек перестанет работать над собой, то есть они могут сохраниться до последних дней жизни.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Этапы развития способностей

Процесс развития способностей условно может быть поделен на несколько этапов. На первых из них идет подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей, на других – формируются задатки небиологического плана, а впоследствии достигают соответствующего уровня необходимые способности. Перечисленные процессы могут проходить не только последовательно, представляя собой определенные стадии, но и параллельно, в том числе взаимодействуя друг с другом.

Рассмотреть и проанализировать данные этапы возможно лишь на примере тех способностей, которые в своей основе имеют ярко выраженные анатомо-физиологические предпосылки, хотя бы в элементарной форме присутствующие с рождения.

Первичный этап развития подобной способности построен на созревании требуемых для нее органических структур или формировании на их основе нужных функциональных органов. Данный этап протекает, как правило, в период дошкольного детства, который охватывает возраст от рождения до 6–7 лет. Сам этап характеризуется совершенствованием работы всех анализаторов, развитием и функциональной дифференциацией отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Таким образом, на данном этапе создаются благоприятные условия для становления у ребенка общих способностей, уровень развития которых выступает основой для последующего формирования специальных способностей.

Этап формирования специальных способностей также активно протекает уже в период дошкольного возраста, ускоренными темпами продолжаясь в школе, в особенности в начальных и средних классах. Первое время развитию данных способностей помогают различные сюжетно-ролевые и интеллектуальные игры, рисование. Именно игры дают ребенку тот необходимый толчок, в результате которого происходит формирование двигательных, конструкторских, организаторских, художественно-изобразительных и иных творческих способностей. Игры, построенные на творчестве, в дошкольном детстве играют особую и незаменимую роль в формировании специальных способностей у детей. Впоследствии на их развитие оказывают влияние учебная и трудовая деятельность.

Не менее важной чертой формирования способностей у детей является их комплексность, выражаемая в одновременном совершенствовании нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Сформировать до определенного уровня какую-либо одну способность, не повышая уровня других, связанных с ней способностей, практически невозможно. Например, такая способность, как тонкие и точные движения рук, сама по себе является особенной, но она оказывает влияние и на развитие других способностей, где данные навыки также смогут найти применение. Способность оперировать идеальной, правильно поставленной и грамотной речью может быть рассмотрена отдельно, как вполне самостоятельная. Однако именно она выступает частью комплекса, являясь умением, которое органично проявляется в интеллектуальных, межличностных, многих творческих способностях, обогащая их.

Деятельность, направленная на развитие способностей

Многообразие и разноплановость видов деятельности, к которым одновременно приступает человек, – важнейшие условия комплексного и многоаспектного развития его способностей. В связи с этим многие исследователи предлагают отдельно рассматривать основополагающие требования, предъявляемые к деятельности, направленной на развитие способностей, и человеку, ее осуществляющему. Данные требования кратко могут быть сведены к следующему:

  • творческий характер деятельности;
  • оптимальный уровень ее сложности для субъекта;
  • мотивированность личности;
  • положительный эмоциональный настрой в процессе и по окончании.

Таким образом, если деятельность ребенка будет носить творческий характер, она будет мотивировать его на сложные мыслительные операции, в связи с чем сама по себе уже может быть рассмотрена как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность должна всегда быть связана с созданием чего-либо ранее неизвестного, открытием нового знания, обнаружением в самом себе новых возможностей. В дальнейшем это сможет стать сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

Если выполнение деятельности находится в зоне оптимальной сложности, то есть граничит с пределом возможностей ребенка, она обязательно влечет за собой развитие соответствующих способностей, реализуя то, что было названо Л. С. Выготским зоной потенциального развития. Деятельность, которая не находится в пределах данной зоны, практически не влияет на развитие способностей. Если деятельность предполагает выполнение достаточно простых операций, она способствует реализации и поддержанию на прежнем уровне уже имеющихся способностей. Если деятельность сложна, она становится практически невыполнимой, что также не может привести к формированию новых навыков или умений.

Стимулирование интереса к выполнению деятельности посредством мотивирующих факторов связано с превращением цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека. В рамках теории социального научения особо подчеркивался тот факт, что приобретение и закрепление у человека принципиально новых форм поведения возможно лишь путем научения, которое не может быть организовано без соответствующего подкрепления мотивацией. Формирование и развитие способностей также являются результатами научения, и чем сильнее мотивационные мотивы, тем быстрее будет продвигаться развитие.

Характеризуя эмоциональный настрой, можно сказать, что на его присутствие влияет чередование успехов и неудач в деятельности, которая развивает способности человека. При этом настрой будет положительным лишь в том случае, если за неудачами (они не исключены, если деятельность входит в зону потенциального развития) обязательно будут следовать эмоционально подкрепленные успехи. Особенно важно, чтобы успехов было больше, чем неудач.

Важным моментом развития человеческих способностей является их компенсируемость, причем это относится даже к тем способностям, для успешного развития которых необходимы врожденные физиологические задатки. А. Н. Леонтьев показал, что определенного уровня развития музыкального слуха можно добиться и у тех людей, ухо которых с рождения не очень хорошо приспособлено для обеспечения звуковысотного слуха (такой слух традиционно рассматривается как задаток к развитию музыкальных способностей). Если с помощью специальных упражнений научить человека интонировать звуки, то есть воспроизводить их частоту с помощью сознательно контролируемой работы голосовых связок, то в результате резко повышается звуковысотная чувствительность и человек оказывается в состоянии различать звуки разной высоты гораздо лучше, чем он делал до этого. Правда, такое различение происходит не на тональной, а на тембральной основе, но результат оказывается одним и тем же: обученный подобным образом индивид демонстрирует почти такой же музыкальный слух, какой характерен для людей, имеющих чувствительный с рождения к высоте звука орган слуха.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector