Fitomira.ru

Красота и спорт
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Условия формирования способностей психология

Условия формирования способностей

ВВЕДЕНИЕ

Проблема выявления способностей, одарённости и таланта постоянно ставится перед человеком жизнью. Постоянно обнаруживается, что даже в относительно одинаковых условиях жизни и деятельности психические свойства детей неодинаковы и развиваются в разной степени. Поэтому, на мой взгляд, проблема выявления способностей, одаренности и таланта, а так же взаимосвязи и различия этих явлений актуальны и в наше время.

В разные периоды человечества, в зависимости от представлений о природе людей, к способностям и одаренности относились по-разному.

В наше время, в период научно-технического прогресса современным детям приходится многое вмещать в свою память. Кроме этого, родители хотят видеть своё чадо всесторонне развитым и стараются записать одновременно в несколько кружков или секций. Иногда их молодая неустойчивая психика не выдерживает таких нагрузок. Порой это становится причиной эмоциональных срывов и подавленности. А в школе – учебная нагрузка. Тут уже не приходится говорить о развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого отношения, происходит непрерывная гонка за количеством и качеством знаний.

В своей работе я хочу провести обзор литературы, посвящённой исследованиям структуры таких явлений как: способности, одаренность и талант, как в психологии, так и в смежных отраслях.

Изучением способностей, таланта, одаренности занимались многие психологи как в нашей стране и за рубежом. Среди них можно выделить работы известного советского ученого, доктора педагогических наук в области психологии Б.М. Теплова. Стоит также отметить работы ученика и сотрудника Теплова, известного отечественного психолога, доктора психологических наук Н.С. Лейтеса. Его работы по изучению психики одаренных, талантливых детей занимают видное место в русской психологии. Также изучением данной темы занимались такие психологи как В.Н.Дружинин, А.В.Петровский, А.Матюшкин. Теоретический вклад внес В.А. Моляко. Он изучил проблемы психологии творческих способностей.

Способности

Основные понятия

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни, поставленные в примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Например, когда два ученика примерно одинаково отвечают на уроке, педагог может по-разному отнестись к их ответам: одним он может быть доволен, другим – нет. Учитель может объяснить это разными способностями у этих детей. Другой пример: два абитуриента сдают вступительные экзамены. Один справляется с испытаниями, другой – нет. Можно ли поэтому судить об их способностях? На этот вопрос нельзя ответить, пока не будет выяснено, сколько времени потратил на подготовку каждый абитуриент. Поэтому способности нельзя определить одним лишь фактом успеха (приобретением знаний). Итак, что же такое способности?

На мой взгляд, способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Таким образом, способности не сводятся к имеющимся у человека знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности.

А.В. Петровский в своем учебнике по общей психологии дал такое определение «способности»:

«Способности — это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся» .

× Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Б.М.Теплов. Он выделил «три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами:

× способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или несколько деятельностей;

× способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека… ».

В.Н.Дружинин считал, что чем больше развита у человека способность, тем он быстрее и успешнее овладевает какой-либо деятельностью, а процесс обучения и сама работа, в той сфере, в которой он не имеет способностей, дается ему субъективно тяжелее.

По мнению Теплова, способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

К.К. Платонов в книге «О системе психологии» дает следующую формулировку понятию «способность»:

«Способности — это совокупность свойств личности, уже входящих в четыре ее основные подструктуры, но только тех из них, которые нужны для освоения определенной деятельности, выполнения ее и совершенствования в ней. Способности — это степень соответствия данной личности в целом требованиям определенной деятельности, раскрытая через структуру данной личности и структуру требований к личности данного вида деятельности с учетом возможной компенсации одних качеств личности другими»..

Когда мы говорим о способностях человека, то имеем в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.

При равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические усилия) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми, а высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств и требованиям деятельности.

Условия формирования способностей

В своих трудах Б.М.Теплов указывает на некоторые условия формирования способностей. Сами по себе способности не могут быть врождёнными. По мнению ученого, врождёнными могут быть только задатки. Под задатками он понимал некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Если же способность сама по себе не врождённая, следовательно, она формируется в течении всей жизни (важно обратить внимание на то, что Теплов разделяет термины «врождённый» и «наследственный»; «врождённый» — проявляющийся с момента рождения и формирующийся под воздействием как наследственных, так и средовых факторов, «наследственный» — формирующийся под воздействием факторов наследственности и проявляющийся как сразу после рождения, так и в любое другое время жизни человека). Способности формируются в деятельности. Теплов пишет, что «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности». Таким образом, к способности можно отнести то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Продукт деятельности и влияет на успешность выполнения данной деятельности. Согласно утверждению Б.М.Теплова, способность начинает существовать только вместе с деятельностью, она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности, они в ней создаются.

Читать еще:  Как обрести уверенность в себе психология

Говоря о способностях, необходимо упомянуть то, что они у каждого человека разные. Каждый человек имеет индивидуально-своеобразное сочетание способностей, и его успешность определяется наличием того или иного сочетания способностей. Одни способности могут заменяться другими, отличающимися по своему происхождению, но схожими по проявлениям. На успешность одной и той же деятельности могут влиять разные способности, поэтому, отсутствие одной способности может быть скомпенсировано наличием другой.

Виды способностей

Способности делятся на общие и специальные. Ученые выделяют следующие виды специальных способностей:

× учебные и творческие

× умственные и специальные

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Когда мы изучаем психологическую характеристику способностей, можем выделить качества, которые отвечают требованиям не одной, а одновременно нескольких видов деятельности, и специальные качества, которые отвечают более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых людей эти общие качества могут быть очень ярко выражены. Это говорит о наличии у людей разносторонних способностей, а также об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий.

Приведем конкретные примеры:

Для человека, занимающегося математикой, недостаточно иметь только хорошую память и внимание. Людей, которые имеют способности к математике, отличает умение упорядочить элементы, необходимые для математического доказательства. Наличие интуиции данного разряда — основной элемент математического творчества.

Среди музыкальных способностей можно выделить:

× технические (игре на данном музыкальном инструменте или пение)

× слуховые (музыкальный слух).

Обе группы относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой.

Понятие «способности», их структура и условия формирования

Понятие «способности».Способности – это такие личностные свойства, которые определяют уровень успешности освоения какой-либо деятельности или общения. Когда в одинаковых условиях люди достигают различных успехов в освоении и выполнении какой-либо деятельности, то говорят о наличии способностей у одних людей и их отсутствии у других. Вам, вероятно, приходилось наблюдать в жизни такое явление: способный человек, имея одинаковые условия с другими (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические усилия), достигает большего успеха по сравнению с менее способными людьми. Итак, понятие способности определяется через соотношение с успехами в деятельности.

Связь способностей и задатков:

· Задатки — естественное условие развития способностей, это морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движений, которые могут оказаться условиями выполнения какой-либо деятельности. К задаткам можно отнести, к примеру, сензитивность (повышенную чувствительность), поскольку она обусловлена особым строением органов чувств и нервной системы, Это проявляется в низком абсолютном пороге чувствительности. Так, художники-живописцы имеют особо тонкую чувствительность к цвету и его оттенкам.

· Способности – это синтез человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности обеспечивающий высокие достижения в ней. Для более глубокого понимания природы способностей необходимо видеть их связь с процессом развития личности.

Взаимосвязь развития личности и способностей.

· Вопрос о развитии способностей неотделим от общей проблемы развития личности человека. Поэтому когда способности соотносят только с требованиями конкретной деятельности и достижений успеха в ней, то при этом теряют того, кто обладает этими способностями, а именно: личность. Весь склад личности влияет на проявление и развитие её способностей. Поэтому способности – это важнейшая сторона духовного облика личности. Именно способности тесно связаны с её интересами и интеллектом в целом.

· Структура способностей зависит от развития личности. Способность нельзя свести к какому-либо человеческому свойству (хорошее различение цвета, чувство пропорции, музыкальный слух и т.д.). Между задатками и способностями находится весь путь формирования и развития личности. Задатки могут развиваться в различных направлениях, так как они выступают как природные предпосылки и условия развития способностей. Наиболее благоприятные условия для формирования талантливости и гениальности возникают при всестороннем развитии личности. Образцами многостороннего развития личности являются Леонардо да Винчи, Шекспир, Пушкин.

· Более подробно этот вопрос раскрывается через общие и специальные способности в структуре личности:

а) общие способности – это такая система интеллектуальных свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями, умениями и навыками;

б) специальные способности – это такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в специальной области деятельности (музыкальной, изобразительной, литературной и т.п.). Специальные и общие способности нельзя противопоставлять друг другу: лишь их единство и взаимопроникновение помогает понять ведущие интересы и ценности личности. Это обстоятельство необходимо учитывать при формировании способностей.

Уровни развития способностей. Выделяют 2 уровня развития способностей: репродуктивный и творческий.

· Репродуктивный: человек, находящийся на этом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, формировать умения и навыки по предложенному образцу.

· Творческий: человек, находящийся на этом уровне, создает новое, оригинальное, неповторимое (самый высокий уровень творчества в структуре способностей: одаренность, талант, гений).

Репродуктивный и творческий уровень развития способностей нельзя рассматривать как нечто данное и неизменное: как творческая деятельность немыслима без репродуктивной, так и репродуктивная может включать элементы творчества.

Признаки одаренных детей:

· Одаренность – это единство и взаимопроникновение общих и специальных способностей.

· Раннее развитие способностей (правда, известно, немало случаев, когда одаренность проявляется поздно: когда ребенок начинает поздно говорить, его считают необучаемым, а потом он оказывается талантливым человеком).

· Яркое богатое воображение и фантазия.

· Повышенная познавательная активность, ненасытная любознательность.

· Отчетливо выражено и образное, и абстрактное мышление. Способность мыслить нестандартно.

· Умение работать самостоятельно, склонность к самовыражению и самоутверждению.

· Раннее формирование зоны особых интересов (музыка, биология, шахматы, математика, театр, стихи и т.д.)

Условия формирования способностей.

· Ориентация на сензитивные (наиболее чувствительные) возрастные периоды, на протяжении которых создаются наиболее благоприятные психофизиологические условия формирования тех или иных способностей. Таким периодом для развития лингвистических способностей выступает ранний дошкольный возраст, артистических – старший дошкольный возраст.

· Включение ребенка в разнообразные и многоплановые виды деятельности и общения, которые должны быть творческими по своему характеру, иметь оптимальный уровень трудности (т.е. соответствие возможностям ребенка).

· Комплексный подход, т.е. одновременное развитие нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей, иначе формирующаяся личность может стать односторонней или даже ограниченной в своем развитии.

Читать еще:  Как настроиться на похудение психологически отзывы

· Наличие положительной мотивации, формирование потребности в творчестве, что способствует созданию благоприятного эмоционального фона и порождению соответствующих интересов.

· Наличие благоприятной социальной среды. Без соответствующих социальных условий развитие способностей не может иметь места. Более того, существуют факты, доказывающие явное доминирование в раскрытии способностей социальной среды. (Возможность формирования музыкального слуха у людей, не обладающих врожденной звуковысотной чувствительностью).

· Темперамент и характер, которые могут как благоприятствовать реализации способностей, так и тормозить этот процесс: а) темперамент и характер для успеха должны быть совместимы по динамике (так, для тех, кто работает с людьми, важным свойством темперамента является уравновешенность процессов возбуждения и торможения); б) характер может стать препятствием на пути социальной реализации способностей человека. Например, вздорный или безвольный характеры часто были причиной гибели талантов.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Что понимается под темпераментом?

2. Раскройте содержание понятия «динамическая устойчивость».

3. Объясните, почему темперамент связан не с динамикой вообще, а лишь с динамической устойчивостью.

4. Перечислите психологические свойства темперамента.

5. Что такое сензитивность и от чего она зависит?

6. Какова связь сензитивности и художественных способностей?

7. Чем реактивность отличается от активности?

8. Что общего и в чем различие пластичности и ригидности?

9. Какие выделяются виды ригидности?

10. Чем экстраверсия отличается от интроверсии?

11. Назовите главное свойство холерика, охарактеризуйте этот тип темперамента, раскрыв его сильные и слабые стороны.

12. Назовите главное свойство сангвиника, охарактеризуйте этот тип темперамента, раскрыв его сильные и слабые стороны.

13. Назовите главное свойство меланхолика, охарактеризуйте этот тип темперамента, раскрыв его сильные и слабые стороны.

14. Назовите главное свойство флегматика, охарактеризуйте этот тип темперамента, раскрыв его сильные и слабые стороны.

15. Что понимается под характером в современной психологии?

16. В чем проявляется взаимосвязь отношений личности и свойств характера?

17. Каково место характера в общей структуре личности?

18. В чем проявляется связь темперамента и характера?

19. Как связаны между собой воля и характер? Почему их нельзя отождествлять?

20. Что такое цельность характера?

21. В чем смысл понятия «акцентуации характера»?

22. Перечислите типы акцентуированных характеров и раскройте кратко их плюсы и минусы.

23. Назовите условия формирования характера. Почему развитие самосознания занимает в этой градации первое место?

24. Какова связь способностей и задатков?

25. Почему для понимания способностей необходимо видеть их тесную взаимосвязь с развитием личности?

26. Какие уровни развития способностей выделяются в современной науке?

27. Перечислите признаки одаренных детей. Какой бы вы из них поставили на первое место и почему?

28. Какие вы знаете условия формирования способностей? Можно ли наличие положительной мотивации к какой-либо деятельности рассматривать в качестве компенсации недостатка способностей к ней?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1.1. Определите возможный тип темперамента:«Экономист планового отдела обладает высокой работоспособностью, надолго сосредоточивается на кропотливом деле, не спеша его выполняет, практически не допускает ошибок»

1.2. Определите, какие свойства темперамента учитывались авторами следующей психолого-педагогической рекомендации:«Высказывая в адрес такого ребенка какие-либо негативные оценочные суждения или делая ему замечания, родителям и учителям следует быть очень тактичным, чтобы у него не возникло мысли о том, что он плохой и его никто не любит»:

г) высокий темп реакций;

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10478 — | 7734 — или читать все.

12. Понятие о способностях. Виды и уровни способностей. Предпосылки и условия развития способностей.

Понятие о способностях ввел Платон (5-6 в.д.н.э.) .

1) это св-ва и качества, индивид-е особенности человека, делающий его пригодным к успешному выполнению какого-либо деят-сти. (Рубинштейн);

2) возможность для приобретения ЗУН.(Петровский);

3) индивидуально-псих-е особенности человека определяющие успешность выполнения деят-сти, оригинальные способы ее, относительно несводимые к ЗУН.(В.С.Мерлин)

1)общие – успешность в любой деятельности (способн.к запоминанию, восприятию, мышлению). Общие способности:1.интеллект –сп-сти использовать знания, для наиболее успешной адаптации: сп-сть переносить знания на решение новых типов задач. 2.обучаемость – легкость и скорость усвоения ЗУН. 3.креативность – сп-сть рождать новые знания.

специальные – важны для какой-то одной деятельности

2) предметные – СП-сти манипулировать руками(бисер, домик из спичек)

социально-психол-е – СП-сти,проявляющиеся в общении

3)учебные –(репродуктивные) касающиеся к ЗУН

Творческие – сп-сть рождать что то новое, найти новый путь решения задачи.

Задатки — некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обусловливают природные индивидуальные различия между людьми. Задатки влияют на процесс формирования и развития способностей. При всех прочих равных условиях наличие благоприятных для данной деятельности задатков способствует успешному формированию способностей, облегчает их развитие. К задаткам относятся некоторые врожденные особенности зрительного и слухового анализаторов. В качестве задатков выступают также типологические свойства нервной системы, от которых зависит быстрота образования временных нервных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, выносливость нервной системы, умственная работоспособность. В качестве задатков следует рассматривать также уровень развития и соотношение первой и второй сигнальных систем. В зависимости от особенностей соотношения между сигнальными системами.

Задатки не предопределяют развитие способностей, а задают границы возможностей.

Особую роль играют сензитивные периоды (этап развития ребенка, когда проявляется наибольшая его чувствительность к воздействиям определенного рода) в формировании способностей. Сензитивные периоды развития: освоение навыков чтения (5-7лет), артистические способности (4-6лет), музыкальные способности (3-5 лет).

Условия развития способностей.

Первое условие – это воспитание потребностей в деятельности. Способности не развиваются у людей, которые ленивые, не любят работать, избегающих различных усилий в умственном и физическом труде.

На успешное развитие способностей человека влияет раннее физическое развитие.

Важное условие развития способностей человека – создание благоприятной среды и такой системы отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную деятельность.

Очень важен уровень развития психических процессов человека (памяти, речи, восприятий, мышления, внимания, воображения), а также немаловажное значение имеют его склонности и интересы.

Еще одно условие развития способностей – деятельность должна находиться в зоне оптимальной трудности.

Многие люди на протяжении всей жизни часто задают себе вопросы, какие важнейшие условия развития способностей помогут им достигнуть успеха в жизни.

Пока человек не попадет в определенные жизненные обстоятельства, которые могли бы подталкивать его к существенным действиям, способности просто не смогут развиваться.

Читать еще:  Дети с отклонениями в психическом развитии

Условия формирования способностей

Хотя развитие способностей зависит от природных предпосылок, которые далеко не одинаковы у разных людей, однако способности не столько дар природы, сколько продукт человеческой истории. Если у животных передача достижений предшествующих поколений последующим осуществляется главным образом путем наследственных морфологических изменений организма, то у человека это происходит общественно-историческим путем, т.е. с помощью орудий труда, языка, произведений искусства и т.п. Каждому человеку предстоит принять эстафету: он должен применять орудия, пользоваться языком, наслаждаться произведениями художественного творчества и т.д. Овладевая миром исторических достижений, люди формируют свои способности. Проявление способностей находится в прямой зависимости от конкретных приемов (методики) формирования соответствующих знаний и умений, которые исторически вырабатываются людьми в ходе удовлетворения потребностей общества.

Если рассмотреть этот вопрос с точки зрения истории человеческого общества, то легко убедиться в правильности приведенного выше положения. В настоящее время, например, ни у кого не вызывает сомнения утверждение, что каждого семилетнего нормального ребенка можно научить читать и писать. Однако лет двести назад существовало довольно распространенное мнение, что грамоте может обучиться далеко не всякий, а лишь человек, наделенный особыми способностями. Остальные (примерно две трети от общего числа детей) заранее признавались неспособными проникнуть в тайны письма и чтения. Этот взгляд на какие-то особые врожденные способности был обусловлен реальными трудностями обучения. Весьма несовершенный метод, связанный с необходимостью заучивать все буквы с их славянскими названиями («аз», «буки», «веди», «глаголь», «добро»), необычайно затруднял переход к слоговому чтению. В первой половине XIX в. был осуществлен переход к более совершенным методам преподавания, появились и новые учебные пособия, построенные по слоговому методу, где был использован упрощенный гражданский шрифт вместо церковно-славянского, а названия букв славянского алфавита были заменены сокращенными названиями («а», «бэ», «вэ»). Так была решена проблема «врожденных грамматических способностей». Практика показала, что научиться читать и писать могут решительно все дети.

Какие же можно сделать выводы в связи со сказанным? Есть основания считать, что едва ли не решающим фактором, от которого зависит, обнаружит ли человек способности к данной деятельности или нет, является методика обучения. Как правило, о врожденности способностей речь заходит всякий раз тогда, когда методика обучения обнаруживает свою несостоятельность и беспомощность. Разумеется, методика будет совершенствоваться, и потому круг «врожденных» способностей неизбежно будет все больше и больше сужаться. И можно предположить, что в конце концов такие особые «высшие» способности, как поэтические, музыкальные, артистические, конструкторские, педагогические, организаторские и прочие, ожидает судьба «грамматических» и «арифметических» способностей. В этом направлении ведутся эксперименты многих психологов.

Большое значение для формирования способностей имеют конкретно-исторические условия, в которых воспитывается человек. Общество стимулирует определенные виды деятельности, благоприятствуя появлению соответствующих видов способностей. Развитие способностей находится в прямой зависимости от конкретных приемов. Процесс формирования способностей не следует понимать как одностороннее учебно-воспитательное воздействие общества на пассивного ребенка. Способности не вкладываются в него, а усваиваются им. Он сам развивает их у себя на основе собственной активной деятельности и общения. Окружающие люди лишь содействуют ему с той или иной степенью успешности. Поэтому большое значение здесь имеет организация исходной мотивации, соответствующей исходной бытийной активности ребенка. Важно, чтобы она была положительной. Именно такая мотивация благоприятствует насыщению будущих способностей позитивными эмоциональными переживаниями и порождению соответствующих интересов.

Исходным естественным условием развития способностей являются задатки. Именно от них прежде всего зависит то, насколько успешно ребенок может овладеть заданными ему обществом способами деятельности и общения. Они могут благоприятствовать или препятствовать этому, что необходимо учитывать при построении формирующей методики. В ходе соответствующих упражнений происходит их преобразование и интеграция с усваиваемыми способами действия (содействия). В результате возникает своеобразный сплав природного и социального, индивидного и личностного.

Важное значение в формировании способностей имеют возрастные сроки обнаружения задатков и организация самого процесса. Чем раньше он начинается, тем легче и быстрее удается добиться максимального результата. Однако следует иметь в виду так называемые сензитивные периоды, на протяжении которых создаются наиболее благоприятные психофизиологические условия для формирования тех или иных способностей. Например, сензитивный период развития лингвистических способностей — ранний дошкольный возраст, артистических — старший дошкольный возраст. Надо сказать, что сензитивные периоды довольно плохо изучены в психологии, что существенно затрудняет решение задачи формирования способностей.

Все эти обстоятельства являются необходимыми для превращения человека как биологического существа с врожденными задатками в социальное существо, развивающее в себе человеческие способности. Окружающие люди, располагая необходимыми способностями и средствами обучения, обеспечивают непрерывное развитие нужных способностей у детей. Важную роль здесь играет комплексность, то есть одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Многоплановость и разнообразие видов деятельности и общения, в которые одновременно включается человек, выступают как одно из условий развития его способностей. В связи с этим к развивающей деятельности (общению) должны предъявляться следующие требования: творческий характер, оптимальный уровень трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя при выполнении.

Существенным фактором, определяющим развитие способностей, являются устойчивые специальные интересы личности к определенной области социального бытия, которые преобразуются в склонность профессионально заниматься соответствующей деятельностью. Специальные способности формируются в процессе овладения профессиональной деятельностью. Познавательный интерес стимулирует овладение эффективными приемами и способами ее выполнения, а достигаемые успехи, в свою очередь, еще больше повышают мотивацию.

Для того, чтобы обеспечить наилучшее соответствие человека конкретному виду трудовой деятельности, необходимо оценить его профессиональные задатки, склонности и способности. Это осуществляется в процессе профориентации и профотбора, позволяющих выявить качества, необходимые для конкретного вида трудовой деятельности. На основании данной оценки выявляется профпригодность. О том, что человек пригоден для данной профессии, можно говорить лишь тогда, когда его способности полностью соответствуют характеру данной работы.

В заключение еще раз выделим основные условия и факторы, от которых зависит эффективность формирования способностей:

1. Наличие благоприятной социальной среды.

2. Наличие благоприятных задатков.

3. Включенность ребенка в соответствующие виды деятельности и общения.

4. Правильная организация системы необходимых упражнений.

5. Соответствие тренировочных действий (содействий) возможностям ребенка.

6. Положительная стимуляция тренировочных действий (содействий) и насыщение их положительными эмоциями.

7. Ориентация на ранние возрастные сроки.

8. Ориентация на сензитивные периоды. 9. Комплексный подход.

Дата добавления: 2015-06-26 ; Просмотров: 1621 ; Нарушение авторских прав?

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector